Пять сокровищ великих снегов

Канченджанга

Канченджанга. Утро. Вид с обзорного холма из Дарджилинга.

Превыше облаков вздымаются величественные вершины священных Гималаев, возносятся, как особая заоблачная страна.

Самое высокое знание, самые вдохновенные песни, самые прекрасные звуки и цвета создаются на горных вершинах. На самой высокой горе находится Высшее. Высокие горы стоят как свидетели Великой Реальности.

Народная мудрость, которая связывает все высокие духовные учения и достижения с влиянием Гималаев, дала этой высоте звучное и поэтические название — «Канченджанга» — Пять сокровищ великих снегов. Целая снеговая страна, меняющая свои очертания при каждом изменении света. Поистине неисчерпаемая впечатлениями и неустанно зовущая сквозь синий туман, над которым поднимаются розовые предрассветные снега Канченджанги.

Канг-чен-зод-нга — Пять Сокровищ Великих Снегов. Отчего так зовется эта величественная гора? Она хранит пять сокровищ мира. Какие это сокровища?- золото, алмазы, рубины? Нет. Старый Восток ценит иные сокровища. Сказано: придет время, когда голод охватит весь мир. Тогда появится Некто, кто откроет великие сокровищницы и напитает все человечество. Конечно, вы понимаете, что Некто напитает человечество не физическою, но духовною пищей.

Канченджанга одинаково обращала внимание как тибетцев, так и индусов. Здесь складывались вдохновляющие мифы творчества Шивы, выпившего яд мира для спасения человечества. Здесь из облачного бурления вздымалась блистающая Лакшми для счастья мира.

За Канченджангой находятся старинные каменные менгиры великого культа солнца. За Канченджангой находится место рождения священной свастики, знака огня.

Много прекрасных легенд связано с этой горой.

Н.К. Рерих


Канченджанга. Вид с южной окраины Дарджилинга
Канченджанга. Главная вершина (8586 м) с обзорного холма из Дарджилинга
Канченджанга
Канченджанга. Вид с южной окраины Дарджилинга
Канченджанга

По всему Сиккиму снова гремят огромные трубы! Для всех это великий, торжественный день. Давайте пойдем в храм и посмотрим танцы в Великий День Почитания Канченджанги!

Со всех концов Сиккима собирается множество людей в удивительных и разнообразных одеждах. Вот сиккимцы в своих коротких красных одеяниях, в конических, украшенных перьями шляпах; вот рассудительные бутанцы, поразительно похожие на басков или венгров; здесь же стоят жители Кама в красных тюрбанах; вы можете увидеть маленькие круглые шапки храбрых непальских туркхов; тут и люди из Лхасы в их длинных, похожих на китайские, одеждах; застенчивые, тихие лепча и много шерпов; все типы горцев со всех концов приехали почтить Пять Сокровищ Канченджанги, которая стоит вехой на пути в Священный Город Шамбалы.

Трубы ревут. Барабаны бьют. Толпа кричит и свистит. Выходит Хранитель Сиккима в огромной красно-золотой маске с коротким копьем в руке. Около фонтана, из которого каждое утро струится святая вода, выразительный Хранитель Сиккима поворачивается в медленном благословляющем танце, завершая свои магические круги. Вероятно, он проникает взглядом в религию Сиккима. В тот же самый час в каждом монастыре Сиккима совершается точно такой же священный танец Хранителя. Закончив свое выступление, Хранитель присоединяется к живописному ряду музыкантов.

Снова звук труб и рев толпы. Затем из храма появляется Хранительница. Подобно Кали или Дакани, с черепами, украшающими ее голову, в темном одеянии, божество очерчивает тот же круг; после представления своего заклинания она тоже садится рядом с Хранителем.

Снова толпа кричит и вопит. Один за другим появляются хранители Пяти Сокровищ Канченджанги. Они готовы драться за Святую Гору, потому что в ее пещерах находятся все сокровища, охраняемые веками. Они готовы охранять религию, которую поддерживают отшельники, посылающие свои благословляющие молитвы из горных глубин. Сияние струится по одеждам этих Стражей. Они сверкают, как снега, ярко вспыхивающие в лучах солнца. Они готовы бороться. Они вооружены мечами и защищены круглыми щитами. Начинается Танец Воинов, напоминающий танцы команчей Аризоны: мечи рассекают воздух, ружья стреляют. Жители Сиккима могут радоваться, глядя, как охраняются сокровища Канченджанги! Они могут гордиться: еще никогда не была завоевана скалистая вершина Белой горы! Только благородные хранители Тайн, высокие Дэвы, знают дорогу к ее вершине. Стражи заканчивают свой танец: они делятся на две группы. Медленной поступью они двигаются, исполняя длинную песню; они похваляются и спорят друг с другом. Каждый говорит о своей отваге: «Я могу поймать рыбу без сетей» — «Я могу проскакать по всему миру без лошади» — «Никто не может сопротивляться моему мечу» — «Мой щит — крепкий». И снова следует короткий танец воинов. Они проходят в храм. Оба Хранителя поднимаются и снова, после нескольких кругов танцев, входят в низкую дверь. Представление закончилось.

Теперь мощь Канченджанги раскрывается другим образом. Видим луки и стрелы в руках людей. Стародавнее развлечение Сиккима — древнее искусство стрельбы из лука — должно быть показано. Далеко стоят мишени. Но горцы еще не забыли благородное искусство, и стрелы попадают в самое сердце цели так же, как они попадали в сердца врагов Канченджанги. Праздник окончен. Длинные исполинские трубы снова уносят в храм; барабаны, гонги, кларнеты и цимбалы умолкли. Двери храма закрылись. Это не буддизм, это — Почитание Канченджанги.

И когда мы видим прекрасный снежный пик, мы понимаем дух фестиваля, потому что почитание красоты является основой возвышенного чувства. Горцы чувствуют красоту. Они чувствуют искреннюю гордость обладания этими неповторимыми снежными пиками — мировыми гигантами, облаками, туманами. Разве не являются они попросту великолепным занавесом перед Великой Тайной, лежащей за Канченджангой? Много прекрасных легенд связано с этой горой.

За Канченджангой находятся старинные менгиры великого культа солнца. За Канченджангой расположено место рождения священной Свастики, знака огня. Сейчас, в день Агни-Йоги, элемент огня снова входит в дух, и все сокровища земли почитаются. В долинах героям посвящено не так много легенд, как в горах! Все Учителя путешествовали в горах. Самые высокие знания, самые вдохновенные песни, самые высокие звуки и цвета создаются в горах. На самых высоких горах находится Высшее. Самые высокие горы стоят как свидетели Великой Реальности. Дух доисторического человека уже радовался и понимал величие гор.

Всякий, кто бы ни созерцал Гималаи, вспоминает великое значение горы Меру. Благословенный Будда путешествовал в Гималаях в поисках света. Там, около легендарной святой Ступы, в присутствии всех богов, Благословенный получил свое Озарение. Истинно, все, что связано с Гималаями, открывает великий символ горы Меру, стоящей в центре мира.

Древний народ мудрой Индии ясно увидел в великолепии Гималаев улыбку могучего Вишну, который стоит как героический, непобедимый воин, вооруженный диском, булавой, боевой трубой и мечом. Все десять воплощений Вишну свершились около Химавата. Самое древнее воплощение — Дагон, человек-рыба, который спас предка земной расы, Ману. Еще со времен первого катаклизма, потопа, Бирма помнит Дагона и утверждает, что Дагоба, посвященная ему, насчитывает более трех тысяч лет. Затем пришла Черепаха — опора небес, которая в глубинах космического океана помогала великому сдвигу, одарившему землю лучезарной богиней Лакшми. Затем пришел тяжеловесный земной Вепрь, потом непобедимый Нарасимха — человек-лев, который спас Прахладу от ярости его грешного отца. Пятое воплощение — карлик Вамана, победивший другого царя, Бали, который, как и отец Прахлады, пытался овладеть троном Вишну. Шестое воплощение, носящее имя Брахман, великий воин Парашурама, как сказано в старинных манускриптах, должен был уничтожить касту кшатриев. В качестве седьмого воплощения выступает Рама, могущественный, благодетельный царь Индии, превознесенный в «Рамаяне». Восьмое воплощение — Кришна, священный пастух, чье учение прославлено во всеохватывающей «Бхагавадгите». Девятое воплощение — Благословенный Будда — великое воплощение, предсказанное Вишну как триумф мудрости и уничтожение демонов и грешников их собственной кармой. Десятое воплощение Вишну, еще не проявленное,- грядущий Майтрейя. Великий Всадник, спаситель человечества, Калки, появится верхом на белом коне; великолепный, с непобедимым мечом в руке — он восстановит чистый закон справедливости и мудрого правления на земле.

Пришествие великолепной богини Лакшми, невесты Вишну, всегда радовало индийское сердце, так же как и вершины Гималаев. Голубая Черепаха — второе воплощение Вишну — помогла в пахтанье великого океана космоса, упомянутом в «Махабхарате», «Рамаяне», и «Вишну-пуране». Чтобы восстановить три сферы земли, воздуха и небес, их утерянные сокровища, Вишну приказал Дэвам, сыновьям небес, сыновьям огня, присоединиться к темным демоническим Асурам, чтобы пахтать космический океан и добыть море молока или Амриту, небесный нектар жизни. Дэвы, в блеске и сиянии, достигли края моря, которое двигалось, как осенние светящиеся облака. И с помощью Великого они вырвали святую гору, чтобы использовать ее в качестве мутовки. Великий змей Ананта предложил себя в качестве столба, а могущественный Вишну, приняв форму огромной черепахи, создал точку опоры для столба. Дэвы держали змея за хвост, а Асуры оказались у головы; началось великое созидающее пахтанье. Первым творением, появившимся в результате этого шумного труда, стала божественная корова, фонтан молока, упомянутый в Ведах как дождевое облако, которое победило засуху. Затем был проявлен Варуна, кристаллизованное сияние Вишну. После пришел Пуриджара, источник всех небесных фруктов. Потом поднялась Луна, и ею овладел Шива. В этот момент большой пожар, разрушительные испарения, вызванные этим процессом, поглотили Землю и угрожали всей Вселенной. Затем возник Брахма, создатель, и приглашенный Шива проявил свою силу. Шива, ради всех существующих созданий, выпил жертвенно яд и стал Нилакантой, синим горлом. Затем появился Дханвантари, несущий драгоценную чашу Амриты. Слушайте и радуйтесь! После него пришла сама Лакшми, лучезарная. Сияющая, окруженная небесными слугами, светящаяся, как сверкающая цепь облаков. В это же время темные дождевые облака, мощные слоны небес, пролили на нее воду из золоченых сосудов. Амрита была проявлена, и началась вечная битва за сокровище Вселенной. Дэвы и Асуры столкнулись в битве, но Асуры были побеждены и отправлены в Баталу — мрачные пещеры земли. Снова пришли радость и счастье в три мира — праздник богов и людей.

Как только вы подниметесь на пики Гималаев и окинете взглядом космический океан облаков внизу, вы увидите валы бесконечных скальных цепей и жемчужные вереницы облачков. Позади них движутся серые слоны небес, тяжелые муссонные облака. Разве это не космическая картина,

которая дает вам возможность понять великие творческие проявления. Мощный змей в бесконечных кольцах поддерживает Млечный Путь Голубая черепаха небес и звезды без числа — как бриллиантовые сокровища предстоящей победы. Вы вспоминаете огромные менданги на Сиккимском хребте с их каменными сиденьями, которые служат великим отшельникам для медитации перед восходом солнца; великий поэт Миларепа знал сипу часа перед рассветом, и в этот благословенный момент его дух сливался с великим духом мира в сознательном единстве.

Перед восходом солнца начинается бриз и молочное море волнуется. Светящиеся Дэвы приближаются к хвосту змея, и великое пахтанье начинается! Облака рушатся, как разбитые стены тюрьмы. Истинно, светящийся бог приближается! Но что случилось? Снега — красные, как кровь. Но облака собираются в зловещую мглу, и все, что было прежде сверкающим и прекрасным, становится плотным, темным, скрывающим кровь битвы. Асуры и Дэвы сражаются, ядовитые испарения расползаются повсюду. Творение должно погибнуть! Но Шива самоотверженно поглощает яд, который угрожал миру разрушением,- он, великий, синегорлый. Лакшми возникает из темноты, неся чашу нектара. Перед ее лучезарной красотой все злые духи ночи рассеиваются. Новая космическая энергия проявлена в мире!

Где еще можно получить такую радость, как восход солнца над Гималаями; когда синева интенсивней сапфиров; когда из далекого далека сверкают ледники, как несравненные драгоценные камни. Все религии, все учения синтезируются в Гималаях. Девой рассвета, Ушас древних Вед, овладевает такая же возвышенная добродетель, как и исполненной радости Лакшми. Здесь можно ощутить всепобеждающую силу Вишну! Раньше он был Нараяной, космической сущностью в глубинах творения. В конце концов он появляется как бог солнца, и в его улыбке из темноты возникает великая богиня счастья.

А можем ли мы также не заметить эту связь между Лакшми и Майей, матерью Будды? Все великие символы, где герои, казалось, были приведены на Гималаи, как к высочайшему алтарю, где человеческий дух приближается к божественному. Разве сияющие звезды не ближе, когда вы находитесь в Гималаях? Разве сокровища Земли не в Гималаях? Простой погонщик в вашем караване спрашивает вас: «Но что скрыто под могучими горами? Почему самые великие плато как раз в Гималаях? Сокровища должны быть там!»

У подножия Гималаев есть множество пещер, и говорят, что из этих пещер подземные ходы ведут далеко за Канченджангу. Некоторые даже видели каменную дверь, которая никогда не открывалась, потому что время еще не пришло. Глубокие ходы ведут к Прекрасной Долине. Вы можете понять происхождение и реальностъ легенд когда вы знакомитесь с неожиданными образованиями в природе Гималаев когда вы лично осознаете, как близко соприкасаются ледники и богатая растительность. Почитание Канченджанги простым народом не удивит вас, потому что в этом вы видите не суеверие, а реальную страницу поэтического фольклора. Это народное благоговение перед красотой природы отзывается в возвышенном сердце впечатлительного путешественника, который, будучи увлечен невыразимой здешней красотой, всегда готов поменять свою городскую жизнь на горные вершины. Для него это возвышенное чувство имеет во многом такое же значение, как и победный танец Стражей Гор, и отряд лучников, бдительно стоящих на защите красоты Канченджанги.

Привет непобедимой Канченджанге!

Талай-Пхо-Бранг, 1928

Н. К. Рерих. Шамбала

Похожие записи:

Добавить комментарий